Дорога в гору

Главным препятствием на пути строительства экстрим-парка «Турина гора» остаётся неопределённость статуса земли Главным препятствием на пути строительства экстрим-парка «Турина гора» остаётся неопределённость статуса земли

Главным препятствием на пути строительства экстрим-парка «Турина гора» остаётся неопределённость статуса земли

В 70−80-е годы Барнаул был одним из сибирских центров развития мотоциклетного спорта. На соревнованиях по ледовому спидвею (кольцевым мотогонкам на льду), проводившихся на стадионах «Локомотив» и «Динамо», собирались полные трибуны зрителей, регулярно проводились соревнования по мотокроссу, команды из Барнаула и Славгорода участвовали в чемпионате РСФСР по мотоболу.

После определенного периода упадка в последнее десятилетие технические виды спорта стали постепенно возрождаться. Наряду с группой ветеранов, которые пришли в мотоспорт еще в советскую эпоху, а теперь по мере возможностей принимают участие в региональных и всероссийских соревнованиях, в крае поднимается перспективная молодежь.

Так, рубцовчанин Дмитрий Буравлев в 13 лет выполнил норматив кандидата в мастера. Данил Голубоцкий из славгородской автошколы и Артур Буторин из краевого центра технических видов спорта - перворазрядники. Из гонщиков среднего поколения необходимо упомянуть 35-летнего воспитанника рубцовского мотоклуба, а ныне барнаульца Егора Ефанова, который является мастером спорта по мотоциклетному спорту.

Растет и количество занимающихся. По оценке президента Алтайской краевой федерации мотоциклетного спорта Евгения Максимова, в Барнауле на сегодняшний день более 300 мотоспортсменов всех возрастов, в Рубцовске - порядка 300, в Бийске - около 200, также занимаются люди в Новоалтайске, Славгороде и других точках края. Кстати, о возрасте. В советские времена по требованиям безопасности и из-за технической сложности дисциплины на соревнования по спидвею допускались только спортсмены не моложе 18 лет. Сейчас стандарты смягчили, и возрастной порог снизили до 15 лет. А в мотокроссе, в своем классе по объему двигателя, разрешено участвовать даже дошкольникам.

Острой проблемой технических видов спорта, естественно, является материальная база. И одна из главных болевых точек - отсутствие в Барнауле собственной трассы для соревнований. Участок в районе мясокомбината на Туриногорской улице, конечно, используется для организации мотосостязаний, но пока правовой статус этой территории является неопределенным, говорить о серьезных перспективах инвестиций в строительство здесь трассы и стадиона не приходится.

В 2014 году, когда затопило кроссовую трассу у пивзавода (и теперь там свалка), энтузиасты мотоспорта вспомнили, что есть площадка за мясокомбинатом. В советские времена здесь был автодром школы ДОСААФ. Появилась идея возродить кроссовую под Туриной горой: местность подходящая, рельефная, а под жилищное строительство не подойдет, так как в ста метрах от нее начинается городская свалка и желающих обзавестись здесь квартирой не ожидается. Вверху над обрывом расположена ровная площадка - сюда так и просится стадион для трековых видов спорта с автодромом и трассой для ледового и гаревого спидвея.

Краевая федерация мотоспорта обратилась в региональное ДОСААФ, и выяснилось, что статус этих 12 гектаров земли до сих пор не определен. С тех пор мотоспортсмены состоят в переписке с имущественными органами города края, пытаясь получить в пользование данный участок.

На этой самостоятельно оборудованной трассе с 2014 года прошло порядка 15−20 соревнований по мотокроссу, квадрокроссу и джи-триалу. Одним из крупных событий стал состоявшийся здесь в июле прошлого года Кубок Содружества по мотокроссу, в котором приняло участие более 150 гонщиков из Сибири, Казахстана и Киргизии. Соревнования проводились в 10 классах по возрастам и объему двигателя.

Одним из современных эффективных инструментов развития спорта в стране являются президентские и региональные гранты. Но и гранты на оборудование трассы и стадиона не получишь, если не понятен статус земли, на которой располагаются эти объекты. Опасения доноров в данном случае совершенно справедливы - завтра территория окажется в руках другого хозяина, и все средства будут потраченными зря. Так, кстати, произошло с одним участком свалки, который расчистили мотоэнтузиасты, - его отдали под частное предприятие по переработке мусора.

Прошедшей зимой региональная федерация мотоспорта планировала провести чемпионат края по ледовому спидвею. Подразумевалось, что спортсмены будут тренироваться на льду открытых водоемов, как это делалось ранее. Но вмешалось МЧС и запретило - по современным требованиям безопасности выход транспортных средств на лед возможен только на специально оборудованных и оформленных переправах. Хотя в той же Кемеровской области при поддержке региональной администрации тренировки гонщиков на льду разрешили. «А вот был бы у нас свой стадион!» - вздыхают алтайские мотоспортсмены…

В феврале председатель регионального отделения ДОСААФ России Алтайского края Анатолий Ткаченко на пленуме совета этой организации анонсировал создание в Барнауле полигона технических видов спорта. Подразумевается, что он будет расположен именно на том участке, о котором идет речь. Еще год назад ДОСААФ России и Правительство Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого планировалось и взаимодействие по развитию территории на Туриногорской.

- Мы хотим выйти на другой уровень использования этого участка в интересах Алтайского края, сформировать экстрим-парк «Турина гора», расширяя и совершенствуя уже проложенные маршруты. В таком парке, мы считаем, необходимы трассы для мото- и автокросса, для картинга, стадион для гаревого и ледового спидвея, для квадроспринтов, - заявил Анатолий Ткаченко на пленуме.

Мы видим здесь пункты того же плана, который озвучивали и представители мотоспорта, и автогонщики. Но и главное препятствие на пути воплощения в жизнь этой мечты - все та же неясность принадлежности земельного участка. Как долго ДОСААФ будет оформлять свои права на землю, которой оно распоряжалось тридцать лет назад?

Очевидно, что необходима координация совместных усилий местных федераций авто- и мотоспорта, краевого отделения ДОСААФ и регионального министерства спорта, которое также участвовало в подготовке концепции экстрим-парка «Турина гора». Одним из возможных шагов по осуществлению данного плана может стать подписание рамочного соглашения всех сторон по примеру аналогичного договора краевых минспорта, минобразования и федерации шахмат по продвижению шахмат в школы региона.

Вадим ВЯЗАНЦЕВ, «Алтайский спорт», 29.03.2019.

Евгений МАКСИМОВ, президент Алтайской краевой федерации мотоциклетного спорта:

- В чем общественное значение автомотоспорта, да и всех технических видов в целом? Во-первых, это профилактика дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время наш рынок заполонили китайские мотороллеры, относительно дешевые и доступные. На них садятся подростки, зачастую не имеющие ни опыта, ни должной подготовки. И это проблема. Во-вторых, подготовка к службе в армии. Допризывникам, занимающимся техническими видами спорта, проще получить военно-учетную специальность. А по этому показателю, между прочим, министерство обороны дает плановые задания военкоматам и территориальным подразделениям ДОСААФ.